Под обслуживанием пожарной сигнализации подразумевают проведение специального комплекса работ и процедур, направленных на поддержание системы в рабочем состоянии. Техническое обслуживание необходимо проводить регулярно, с периодичностью, заранее оговоренной в регламентной документации. Также необходимо учесть рекомендации, которыми снабдил свои устройства завод-производитель.

Проводить техническое обслуживание должны специально обученные люди, вооружённые не только необходимыми инструментами и устройствами для диагностики, но и знаниями и опытом. Важно понимать, что от того, насколько верно и качественно работает система пожарной охраны, напрямую зависит безопасность объекта, а также людей и материальных ценностей, находящихся на его территории.

Периодичность обслуживания пожарной сигнализации

Следует знать, что периодичность обслуживания системы пожарной безопасности строго регламентируется правилами и нормами, действующими в отрасли. Главным документом, которым следует руководствоваться в этом случае, является «Система ТО и ремонта автоматических установок пожаротушения, систем противодымной защиты, пожарной сигнализации, систем оповещения о возгорании и управления эвакуацией. Организация и порядок проведения работ». Этот документ известен в отрасли под маркировкой ТПК 316-2011, он обязателен для следующих систем:

  • пожарной сигнализации;
  • системы автоматического тушения возгорания;
  • защиты помещений от дыма;
  • оповещения о возгорании;
  • эвакуации людей.

Для того, чтобы проводить периодическую проверку пожарных систем, специалисты должны получить лицензию от Министерства Чрезвычайных Ситуаций. Специалисты могут быть как штатными, так и наёмными, привлеченными из сторонней организации. Различают 3 вида технического обслуживания:

  • плановые работы;
  • обслуживание вне плана;
  • ремонт.

Регламенты, касающиеся периодичности обслуживания

Существуют определённые нормативные документы, предписывающие обслуживать элементы системы пожарной безопасности по регламентам №1 и №2. Определяя периодичность проведения обслуживания сигнализации необходимо учесть требования завода-изготовителя отдельных устройств, входящих в состав системы, правила пожарной безопасности, конкретные условия эксплуатации оборудования, а также тип подохранного объекта.

Регламент №1 предусматривает следующие работы:

  • внешний визуальный осмотр;
  • проверка работоспособности отдельных элементов и всей системы сигнализации в целом;
  • проведение профилактических работ, а также очищение извещателей;
  • устранение проблем в работе и настройку устройств системы;
  • проверку работоспособности и показателей остаточной ёмкости резервных источников питания системы.

Согласно регламенту №1 проверки систем тушения огня проводятся как минимум ежемесячно.

Регламент №2 предусматривает следующие работы:

  • весь перечень работ по регламенту №1;
  • профилактические мероприятия, имеющие своей целью предупреждение поломки элементов системы;
  • проверку работоспособности всех активных элементов, в том числе и на защищённость от помех;
  • измерение основных спецификаций элементов сигнализации, доведение их до уровня норматива.

По регламенту №2 проверку пожарной системы проводят раз в 3 месяца, не реже, если конечно, рекомендации завода-изготовителя устройств не предусматривают иной режим.

Что же касается внеплановых работ, они включают в себя всё, что предусматривает регламент №2. Поводом для их проведения служит факт 3 ложных срабатываний, зафиксированных на одном и том же шлейфе.

Следование всем нормативным документам, проведение своевременных проверок и обслуживания системы пожарной безопасности является гарантией того, что в нужный момент защита объекта от огня окажется на высоте.