Детские учреждения, такие как школа, находятся под особым контролем пожарных служб. Пожарная безопасность такого рода объектов в Российской Федерации регулируется правилами пожарного режима, которые утверждены ПП №390 от 25 апреля 2012 года. В этот свод правил ежегодно вносятся дополнения и изменения, продиктованные их практическим применением.

Нормы и правила пожарной безопасности в школе

Следует знать, что каждая школа имеет свои собственные правила пожарной безопасности. Они индивидуальны, но разработаны на базе общих правил, рекомендаций и типовых планов.

Вот перечень важных вопросов, которые нужно обязательно учесть:

  • оснащение учебного заведения пожарным инвентарём, определение лиц, на которых возлагается ответственность за его хранение и содержание;
  • монтаж пожарной сигнализации; поддержание её рабочего состояния, определение сроков проведения проверки;
  • доступность и эффективность систем оповещения, слышимость сигнала в любом помещении подохранного объекта;
  • организация эвакуационных выходов; наличие планов эвакуации людей при возгорании, наглядный материал, помогающий сориентироваться, как вести себя в случае тревоги;
  • составление планов обучения персонала учебного заведения и учащихся правилам противопожарной безопасности: беседы о предупреждении возгораний и поведении в опасной ситуации.

В учебных заведениях есть особые помещения, относящиеся к категории повышенной опасности: это пищевые блоки, кабинеты химии и т.д. Для таких зон должны быть разработаны особые планы противопожарной безопасности. Кроме того, любое мероприятие, собирающее вместе большое количество людей, также должно иметь собственный план и находится под контролем у ответственного лица.

Эвакуационные мероприятия

Как и в любых других учреждениях, в учебных заведениях должны быть планы эвакуации людей на случай возгорания.

Планы эвакуации:

  • должным образом разработанные и оформленные планы эвакуации хранятся у ответственных за пожарную безопасность школы лиц;
  • также в виде плакатов размещаются на каждом этаже учебного заведения у выходов: в непосредственной близости от дверей, лестничных клеток, лестниц и т.д.;
  • постоянно напоминаются как учащимся, как и персоналу школы;
  • регулярно становятся объектом изучения на специальных занятиях с учащимися и инструктажах, проводимых с персоналом учебного заведения;
  • изменяются, если здание перестраивается, переоборудуется, меняет конфигурацию и т.д.;
  • подписываются руководителем учебного заведения и лицами, ответственными за пожарную безопасность школы.

Регулярные занятия по пожарной безопасности позволяют отработать порядок тревожного оповещения людей, отрепетировать эвакуацию. Предварительно тестируется готовность путей эвакуации в здании, проверяется состояние выходов, лестниц и прочих путей.

В случае возникновения возгорания ответственность за проведение эвакуационных мероприятий возлагается не только на ответственные лица, но и на учителей, если возгорание произошло на уроке, например. После передачи сигнала тревоги пожарной команде организаторы эвакуации должны провести следующие действия:

  • немедленно остановить занятия с детьми;
  • подготовить детей к выходу из учебного заведения: собрать, одеть и т.д.;
  • открыть эвакуационный проход;
  • вывести детей из здания к условной точке сбора;
  • проверить, все ли учащиеся на месте;
  • ограничить распространение огня: закрыть двери в горящее помещение;
  • если есть необходимость, оказать пострадавшим первую помощь.

Главной задачей эвакуационных мероприятий в школе является сохранение жизни и здоровья детей.

Рекомендуемые виды пожарной сигнализации в школах

В учебных заведениях рекомендуют использовать комплексные сигнализации — они подключаются к пультам, осуществляющим централизованный мониторинг за всем зданием. Как правило, пожарные сигнализационные системы используются вместе с другими комплексами: видеонаблюдением и охранными системами.

Необходимо использовать сенсоры, которые реагируют не только на открытый огонь, но и на тление, а также на задымленность воздуха в помещении. Оборудование должно срабатывать автоматически.

Из всего многообразия систем защиты от огня в школах лучше использовать комплексы адресно-аналогового типа. Их главное преимущество — самостоятельность в анализе показаний, поступающих с датчиков, и скорость срабатывания. Адресно-аналоговые системы используют такие способы оповещения:

  • речевой или голосовой — тревожное оповещение состоит из слов, которые воспроизводятся из репродуктора;
  • световой — мигающие таблички.

Такие виды оповещения, особенно применяющиеся в комплексе, наиболее эффективны для детской аудитории и больших помещений. Например, в спортивном зале, где уровень шума всегда повышен, дети не пропустят такие сигналы тревоги. Стоит отметить, что аналогичные решения применяются в детских садах, бизнес центрах, торговых комплексах и т.д.

Если у школы 3 и более этажей, в дополнение к вышеперечисленным способам оповещения рекомендуется добавить:

  • световые указатели, показывающие куда нужно двигаться и где именно располагается выход из помещения;
  • зональное оповещение локальных участков здания школы;
  • организацию прямой и обратной связи с диспетчерской пожарной службы.

Данные меры позволят вам частично автоматизировать процесс управления эвакуационными мероприятиями и использовать непрерывную связь с пунктом пожарной службы.

Средства тушения пожара в школе

Одних только систем сигнализации для образовательных и других детских учреждений недостаточно — в дополнение к ним нужно установить и другие комплексы. Главная их цель — организовать безопасную эвакуацию детей. Также важно понять, что борьба с возгоранием в таких учреждениях как школа должна начинаться как можно раньше, в идеале — в момент фиксации самого факта наличия опасности. Это поможет минимизировать ущерб и справиться с огнем в кратчайшие сроки.

Для этого в учебных учреждениях обязательно есть в наличии первичные средства тушения огня: ручные огнетушители, песок и пр. размещаются на пожарных щитах.

Впрочем, более эффективно и действенно использовать автоматические системы тушения огня.

Особенностью этого типа объектов является тот факт, что в здании, как правило, постоянно находится много людей, в том числе детей. В таких условиях единственным разрешённым огнетушащим веществом является вода. Она, конечно, может испортить материальные ценности, но зато не навредит жизни и здоровью людей, оказавшихся в зоне борьбы с огнем. Вода не только блокирует огонь, но и помогает расчистить путь для эвакуации.

Обратите внимание на спринклерные установки — они распыляют воду дисперсно, позволяя бороться с огнём небольшим количеством огнетушащего вещества.

Не секрет, что в детских учреждениям может иметь место хулиганство, а потому система пожаротушения, устанавливающаяся в школе, должна иметь высокую степень защиты от ложных срабатываний.

Следует помнить, что жизнь и здоровье детей — высшая ценность, а потому к выбору и установке пожарной сигнализации нужно подойти со всей ответственностью. Не секрет, что дети не слишком дисциплинированны и в чрезвычайной ситуации могут повести себя непредсказуемо. Пожарная система должна как можно быстрее зафиксировать факт возгорания и вступить в борьбу с ним, не причиняя при этом вреда жизни и здоровью учеников школы.